- Миграционное право

Статья 260. Таможенное декларирование товаров для личного пользования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 260. Таможенное декларирование товаров для личного пользования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Под алкогольными напитками понимаются алкогольные напитки с концентрацией спирта более 0,5 об.%, с кодом ТН ВЭД 220300 — 220600 и 2208, не включая этиловый спирт и квас. Норма ввоза алкогольных напитков, ввозимых в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже составляет 3 л. Если ввозится больше, то нужно заплатить 10 евро за каждый литр превышения. Более 5 литров алкоголя ввозить нельзя. Перевозчиком можно ввезти не более 5 литров алкогольных напитков. Пошлина составляет 10 евро за 1 литр.

Нормы ввоза для физических лиц в 2022 году

Внимание! Согласно Решению ЕЭК №107 до 01.04.2023 норма беспошлинного ввоза товаров, доставляемых физлицами любым транспортом, кроме авиационного, составляет 1000 евро, а по весу 31 кг. Если ввозится больше, то нужно заплатить таможенную пошлину в размере 30% от стоимости, превышающей норму, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса.

Норма беспошлинного ввоза товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками или в международных почтовых отправлениях (МПО) также составляет 1000 евро, а по весу 31 кг. Если стоимость или вес товара будет больше, то за превышение нужно заплатить таможенную пошлину в размере 15% от стоимости превышающей норму, но не менее 2 евро за 1 килограмм веса.

Таблица 1. Ограничение на ввозимые товары физлицами

Ограничение на ввозимые товары физическими лицами
Товары для личного пользования их способ ввоза Ограничения по весу Ограничения по стоимости

Воздушным транспортом
(сопровождаемым багажом)

не более 50 кг не более 10000 евро
для Республики Армения:

Любым видом транспорта, включая пеший, кроме авиационного
(сопровождаемым багажом или через перевозчика)

не более 25 кг не более 500 евро

до 1 апреля 2023 г.
для: Российской Федерации и Республик: Беларусь, Казахстан, Киргизия.

Любым видом транспорта, включая пеший, кроме авиационного
(сопровождаемым багажом или через перевозчика)

вес не более 31 кг не более 1000 евро

с 1 апреля 2023 г.
для: Российской Федерации и Республик: Беларусь, Казахстан, Киргизия.

Любым видом транспорта, включая пеший, кроме авиационного
(сопровождаемым багажом или через перевозчика)

не более 25 кг не более 500 евро

Специфика погранконтроля

Оформление на таможне различных грузоперевозок — это перечень манипуляций, связанных с размещением транспорта и груза под особый режим проверки, соответствующий положениям ТК. Сама процедура признана одной из наиболее важных в отношении продукции, транспортируемой через госграницу. Она состоит в предоставлении полноценных и точных сведений об изделиях, которые вносятся в декларацию. Все данные должны в полной мере охарактеризовывать товар, назначение, количество, вес, а также множество других его признаков.

Решаемые задачи:

  • представление данных об объектах, транспортном средстве, которые требуются для выполнения таможней поставленных целей;
  • признание легитимности манипуляций, выполняемых декларантом;
  • контролирование информации и проверка соответствия реальному состоянию;
  • ведения таможенной (внешнеторговой) статистики и др.

Алгоритм предполагает подачу для рассмотрения заявления с перечислением всех сведений о содержимом коробов, транспортном средстве и выбранном режиме оформления. По необходимости могут быть запрошены иные дополнительные данные, однако их предоставление необходимо только при условии обоснованности запроса.

Виды таможенного декларирования товаров

Существует две классификации, которые применяются на сегодняшний день.

Характер процедуры:

  • неполная — то есть сведения предоставляются частично, что допускается в отношении изделий для импорта или экспорта. Применяется в ситуациях, когда весь объем сведений по определенным причинам, не зависящим от декларанта, перечислить не удается. Для внесения дополнений для импортной продукции дается 45 суток, а для экспортной — 8 месяцев;
  • полная используется юридическими лицами-участниками внешне-экономической деятельности;
  • временная применима для экспортных вещей, а также когда не имеется достаточного объема информации для расчета точной суммы платежей;
  • предварительное предназначается для перевозки иностранной продукции до момента ввоза или когда этап транзита не завершен.

По разновидностям и существующим способам:

  • Таможенное актуально для коммерческих деятелей при заключении сделок.
  • Транзитное разрешено при транзите и включают логистическую документацию.
  • Пассажирское разработано для физлиц, не заинтересованных в коммерции. Заполнять формы для погранконтроля может лицо от 16 лет.
  • Транспортных средств производится в отношении грузового и легкового транспорта, выполняющего перевозки.

Таможенный контроль и декларирование товаров

Таможенный контроль – ряд действий, принципов, законов, применяемых и выполняемых таможенными органами в рамках своей профессиональной деятельности, целью которых является обеспечение выполнения участниками таможенных отношений действующих законов. Под исполнением действующего законодательства понимается не только таможенное законодательство нашего государства, но и ратифицированные акты международного значения, договоры, заключенные между несколькими самостоятельными государствами, и прочие нормативные акты.

Этот вид контроля реализуется на организованной территории, называемой таможенной зоной. Таможенная зона – часть территории государства, в рамках которой осуществляется контроль перемещаемого через границу имущества. Работники таможенных органов обязаны следить за тем, чтобы процедура ввоза либо вывоза осуществлялась в строгом соответствии с действующими законами. И свои обязанности они выполняют в зоне таможенного контроля, то есть на тех пространственных участках, которые специально организованы для подобного рода деятельности, имеющей огромное значение для безопасности страны и мира в целом.

Таможенный контроль представляет собой не просто исполнение и реализацию законов страны нахождения таможенных органов. При осуществлении контроля учитывается свод законов Таможенного союза. Безусловно, выполнить все предусмотренные Таможенным союзом мероприятия при контроле каждого объекта просто невозможно. Да и это противоречило бы здравому смыслу. Поэтому тем же Таможенным Союзом установлен принцип выборочности, по которому проводится таможенный контроль. В каждом конкретном случае выбираются из множества мер и форм контроля те, которые являются разумными и достаточными в данном конкретном случае для реализации всех остальных правил и принципов таможенного законодательства Союза.

Среди задач, которые ставит перед собой таможенный контроль, можно выделить следующие:

  • Проверка соблюдения законности;

  • Реализация действующего законодательства;

  • Четкое следование правилам выбранной таможенной процедуры.

Формы таможенного контроля:

  • Проведение опроса в устной форме;

  • Документальная проверка;

  • Таможенная проверка;

  • Наблюдение в границах таможенной территории;

  • Получение объяснений;

  • Досмотр перемещаемого имущества и личный досмотр;

  • Проверка нанесения на товары специальных идентификационных знаков и маркировки;

  • Учет товаров и ТС, которые находятся под таможенным контролем;

  • Осмотр складов, помещений, территорий;

  • Проверка финансового состояния участников таможенных отношений, их отчетности, а также учета материальных объектов.

Товары, подлежащие таможенному декларированию

Согласно нормам, описанным в соглашениях, помещение продукции под таможенное оформление и декларирование осуществляются при пересечении товарами границ ТС. Таможенное декларирование товаров в Таможенном союзе для субъектов, которым необходимо заменить ранее заявленную процедуру таможни на другую, имеет свои отличительные особенности. Перед тем как подробно рассмотреть вопросы обязательств в отношении осуществления декларирования, следует уточнить определение словосочетания «таможенная граница ТС». Известно, что ст. 2 Таможенного кодекса ТС указывает, что в состав таможенной зоны ТС входят территории Белоруссии, Казахстана, РФ, а также расположенные за границами союза объекты, в отношении которых действует юрисдикция участников ТС. Декларирование на соответствие Таможенному союзу в отношении товаров осуществляется в пределах таможенных границ ТС и объектов, попадающих под юрисдикцию участвующих в нем государств.

Оформление для целей таможни производится в любом из двух вариантов: «декларирование Таможенный союз» и «декларирование иностранные товары».

Товары Таможенного союза — это:

  • Продукция, процесс выпуска которой имел место в пределах таможенных границ ТС;

  • Товары, перемещенные в пределах границ ТС и получившие соответствующий статус «продукция ТС» на основании Кодекса или соглашений между странами — участницами ТС;

  • Продукция, изготовление которой из товаров, указанных в предыдущем определении, или иностранных товаров осуществлено на территории стран — участниц Таможенного союза (на основании подп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС).

Вся продукция, которая по указанным признакам не может относиться к продукции ТС, для задач таможни может быть рассмотрена как иностранные товары. В отношении таких товаров действует особенный правовой статус. Перемещение продукции ТС на единой территории таможни ТС осуществляется без каких-либо ограничений и без использования в их отношении формальностей таможни. Продукция иностранного производства помещается под процедуры таможенного контроля на протяжении всего периода нахождения в пределах таможенных границ ТС. Таможенный кодекс регламентирует конкретный порядок операций таможни, необходимых для оформления продукции иностранного производства, а также права/обязанности субъектов, имеющих полномочия по перемещению продукции иностранного производства и временные периоды, отведенные для выполнения действий, имеющих значение с правовой точки зрения.

Продукция иностранного происхождения, перемещенная в пределы ТС и согласно ТК получившая статус продукции ТС через процедуру декларирования и таможенного оформления, может без каких-либо ограничений транспортироваться по всей таможенной территории ТС. В качестве примера можно привести случай, когда для приобретения статуса продукции ТС импортируемые товары помещаются под режим выпуска с целью потребления внутри ТС. Тогда подразумевается, что импортируемая продукция может подлежать использованию и распоряжению без определенных мер ограничительного характера. Таможенный контроль декларирования товаров импорта предусматривает получение иностранными товарами статусов таких видов, как:

  • Выпуск для потребления внутри ТС;

  • Отказ в пользу страны;

  • Операции реимпорта.

Помещение продукции под определенную процедуру оформления с декларированием регулируется п. 1 ст. 179 Таможенного кодекса ТС. В данной статье отмечены иные случаи, когда продукция, перемещаемая через таможенные границы ТС, не подлежит декларированию:

  • Транспорт, используемый для транспортировок между странами (гл. 48 Таможенного кодекса ТС);

  • Продукция частных лиц для персонального использования (гл. 49 Таможенного кодекса ТС);

  • Припасы (гл. 50 ТК ТС).

ВЫВОЗ из Российской Федерации НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ и дорожных чеков

Без предъявления документов и без внесения сведений о валюте в пассажирскую таможенную декларацию физические лица имеют право вывезти наличную иностранную валюту и/или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 3.000 долларов США.

При вывозе физическим лицом дорожных чеков в общей сумме, не превышающей в эквиваленте 10 тысяч долларов США, вывозимые дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

При вывозе физическими лицами иностранной валюты и/или валюты Российской Федерации от 3.000 до 10.000 долларов США либо дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10.000 долларов США, эти суммы должны быть задекларирована в пассажирской таможенной декларации.

Читайте также:  Почему нам важно помогать другим

Вывоз валюты в сумме, превышающей 10.000 долларов США, допускается в двух случаях:

  • иностранная валюта была ранее ввезена и указана в таможенной декларации, подтверждающей ввоз;
  • иностранная валюта была переведена и получена через банк, при наличии документа, подтверждающего перевод валюты в Российскую Федерацию.

На денежные средства, вывозимые с помощью банковской карты, ограничений нет. Банковскую карту декларировать не требуется.

Вывоз физическим лицом денежных инструментов (векселя; банковские чеки; ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата) осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

Порядок таможенного оформления регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС, Федеральным законом от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», административными регламентами ФТС, а также иными нормативными правовыми актами из перечня:

  • Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования»;
  • Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов»;
  • Приказ ФТС России от 28.09.2010 № 1787 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом»;
  • Письмо Минфина России от 19.04.2019 № 03-07-08/28420 «О ставке НДС при оказании услуг по таможенному оформлению грузов»;
  • Решение КТС от 20.05.2010 № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»

Таможенный орган декларирования

Он отвечает за принятие документов на провозимые через границу товары.

Основные функции:

  • защита интересов государства;

  • контроль за ввозом и вывозом грузов;

  • предотвращение ввоза на территорию России товаров, которые представляют угрозу для населения и окружающей среды;

  • недопущение вывоза продукции, которая запрещена законом.

Декларировать нужно все товары, которые ввозятся либо вывозятся через таможенную границу ЕАЭС (Евразийский Экономический Союз).

Дополнительные функции таможенного органа:

  • сбор платежей;

  • контроль за выполнением требований тарифного регулирования;

  • борьба с контрабандой и контрафактной продукцией.

Органы таможни – единый централизованный механизм. В него входят по иерархии:

  • ФТС России (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела);

  • региональные таможенные управления;

  • таможни;

  • таможенные посты.

Для наилучшего исполнения обязанностей создается собственная инфраструктура – офисные и складские помещения, площадки для осмотра грузов, электроника и компьютерные технологии.

Располагаются органы таможни, как правило, там, где грузы пересекают границу:

  • аэропорт;

  • морской порт;

  • вокзал;

  • грузовые терминалы для автотранспорта;

  • склады временного хранения.

Порядок таможенного декларирования

Существует строгая последовательность действий, которую декларант или его официальный представитель обязаны соблюдать:

  1. Составление текста декларации, заполнение и подача ее в таможенный орган.

  2. Регистрация таможенной декларации в таможенном органе либо отказ в регистрации. После регистрации таможенной декларации все сведения, указанные в таможенной декларации, имеют юридическое значение.

  3. Проведение проверки заявленных сведений после регистрации.

  4. Решение таможенного органа о выпуске таможенной декларации. Это решение может быть и отрицательным в виде отказа в выпуске в случае несоблюдения условия таможенной процедуры.

Товары для личного пользования

Остановимся подробно на каждой из перечисленных категорий товаров для личного пользования:

1) товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже или доставляемые перевозчиком в адрес физического лица.

Несопровождаемый багаж — это товары для личного пользования, принадлежащие физическому лицу, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (транспортной экспедиции) для фактического перемещения через таможенную границу;

2) товары, доставляемые перевозчиком, товары для личного пользования, переданные или передаваемые перевозчику по договору международной перевозки (по накладной, коносаменту и иным документам) для целей фактического перемещения через таможенную границу в адрес физического лица либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу;

3) товары, в отношении которых применяются запреты и ограничения.

Запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза служебное и гражданское оружие, его основные части и патроны к нему; наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, за исключением ограниченных количеств наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, а также прекурсоров в объемах, определенных законодательством государства — члена Таможенного союза; этиловый спирт и алкогольная продукция общим объемом более 5 л на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста; более 200 сигарет или 50 сигар, или 250 г табака, либо указанные изделия в наборе общим весом более 250 г на одно лицо, достигшее 18-летнего возраста. Допускается ввоз ограниченного количества наркотических средств и психотропных веществ в виде лекарственных средств для личного применения по медицинским показаниям при наличии соответствующих документов, которые необходимо предъявить должностным лицам таможенных органов при осуществлении ими таможенного контроля перемещаемых товаров;

4) товары, стоимость и (или) количество которых превышают нормы перемещения таких товаров с освобождением от уплаты таможенных платежей.

Не подлежат письменному декларированию, за исключением транспортных средств, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в сопровождаемом багаже товары для личного пользования (за исключением этилового спирта и неделимых товаров), перемещаемые воздушным транспортом, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10000 евро, и общий вес которых не превышает 50 кг. Для иных видов транспорта «ценовой лимит» значительно строже: таможенная стоимость не должна превышать сумму, эквивалентную 1500 евро, а общий вес товара ограничен все теми же 50 кг.

Для подтверждения своих расходов по приобретению ввозимых товаров по низкой цене целесообразно сохранять чеки и иные документы, которые необходимо предъявить сотрудникам таможни при осуществлении ими таможенного контроля перемещаемых товаров. В соответствии с положениями п. 1 ст. 361 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров, подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости товаров для личного пользования. При ввозе товаров в таможенную стоимость не включаются расходы по перевозке и страхованию товаров до их прибытия после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза. В случае отсутствия у физического лица необходимых документов и (или) сведений о стоимости этих товаров либо при наличии обоснованных причин полагать, что представленные лицом документы и (или) сведения не являются достоверными, должностное лицо таможенного органа определяет таможенную стоимость товаров на основании имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации на аналогичные товары, в том числе на основании данных, указываемых в каталогах иностранных фирм, осуществляющих розничную продажу аналогичных товаров;

5) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств — членов Таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории Таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию. Декларирование транспортных средств для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением их таможенному органу;

6) наличные денежные средства и (или) денежные инструменты. В соответствии с договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, подписанным в г. Астане 05.07.2010, при единовременном ввозе или вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых или вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков;

7) культурные ценности. В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» ввозимые культурные ценности подлежат таможенному контролю. Принадлежность того или иного товара к культурным ценностям определяется с учетом положений указанного Закона и результатов искусствоведческой экспертизы;

8) товары для личного пользования, ввозимые в сопровождаемом багаже. Сопровождаемый багаж товары для личного пользования, включая ручную кладь, непосредственно перемещаемые физическим лицом, пересекающим таможенную границу.

Перемещаются через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей независимо от таможенной стоимости товары для личного пользования, ввозимые обратно в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки), хранения и (или) использования (эксплуатации) и при условии подтверждения их вывоза. Подтверждением вывоза указанных товаров может служить представленная таможенному органу пассажирская таможенная декларация, второй экземпляр которой с отметкой таможенного органа остается у лица, временно выезжающего за пределы таможенной территории Таможенного союза. В случае если лицо не может подтвердить вывоз таких товаров, они освобождаются от уплаты таможенных платежей при условии, что их таможенная стоимость и общий вес не превышают указанные выше показатели.

Статья 260. Таможенное декларирование товаров для личного пользования

1. Таможенному декларированию подлежат:

1) товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в несопровождаемом багаже, или товары для личного пользования, доставляемые перевозчиком;

2) товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса и требуется представление документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение таких запретов и ограничений;

3) товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;

4) товары для личного пользования, за исключением транспортных средств для личного пользования, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в сопровождаемом багаже;

5) транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах;

6) временно ввезенные транспортные средства для личного пользования, находящиеся на таможенной территории Союза, в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7 и 12 статьи 264 настоящего Кодекса;

7) наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если общая сумма таких наличных денежных средств и (или) дорожных чеков при их единовременном ввозе на таможенную территорию Союза или единовременном вывозе с таможенной территории Союза превышает сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США по курсу валют, действующему на день подачи таможенному органу пассажирской таможенной декларации;

8) денежные инструменты, за исключением дорожных чеков;

9) культурные ценности, в отношении которых подлежат соблюдению запреты и ограничения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;

10) товары для личного пользования, пересылаемые в международных почтовых отправлениях;

11) части транспортного средства для личного пользования, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 265 настоящего Кодекса;

Читайте также:  Сколько стоит кадастровый паспорт на квартиру в 2023 году?

12) товары, указанные в пункте 18 настоящей статьи.

2. Не подлежат таможенному декларированию товары для личного пользования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, перемещаемые в сопровождаемом багаже физического лица, следующего воздушным транспортом транзитом через таможенную территорию Союза, если такое лицо после прибытия на таможенную территорию Союза, не покидая транзитной зоны международного аэропорта, убывает с таможенной территории Союза.

3. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии со статьей 263 настоящего Кодекса, производится с использованием пассажирской таможенной декларации.

Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации с учетом пункта 9 настоящей статьи.

Пассажирская таможенная декларация заполняется на русском языке, или на английском языке, или на государственном языке государства-члена, таможенному органу которого подана такая пассажирская таможенная декларация, а с разрешения таможенного органа — на другом иностранном языке, которым владеют должностные лица таможенного органа, которому будет подана такая таможенная декларация.

В случае если в качестве пассажирской таможенной декларации используются документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, то такие документы заполняются на языках, определенных такими актами.

В качестве пассажирской таможенной декларации могут использоваться документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров для личного пользования, в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, международными договорами в рамках Союза и (или) определяются Комиссией.

4. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с учетом статьи 286 настоящего Кодекса.

5. Таможенное декларирование наличных денежных средств и (или) денежных инструментов производится с учетом пунктов 16 и 17 настоящей статьи.

6. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, производится физическими лицами при их следовании через таможенную границу Союза с одновременным представлением таможенному органу этих товаров.

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже воздушным транспортом, производится физическими лицами на территории государства-члена, в котором расположен международный аэропорт, в котором этому лицу выдан сопровождаемый багаж и лицо покидает зону таможенного контроля этого международного аэропорта.

7. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в несопровождаемом багаже, производится физическими лицами в государстве-члене, в котором постоянно или временно проживают либо временно пребывают такие физические лица.

8. Таможенное декларирование товаров для личного пользования, доставляемых перевозчиком либо перемещаемых в международных почтовых отправлениях, осуществляется в государстве-члене, в котором постоянно или временно проживает либо временно пребывает физическое лицо, являющееся отправителем или получателем таких товаров для личного пользования.

9. При таможенном декларировании товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, перемещаемых в международных почтовых отправлениях либо помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, заявляется одна из следующих целей их ввоза на таможенную территорию Союза и (или) нахождения на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза:

1) свободное обращение;

2) временный ввоз. Временный ввоз может быть заявлен только в отношении транспортных средств для личного пользования, указанных в статье 264 настоящего Кодекса;

3) вывоз;

4) временный вывоз.

10. Физическое лицо вправе по своему желанию осуществить таможенное декларирование товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию.

В случае перемещения через таможенную границу Союза физическим лицом товаров для личного пользования в сопровождаемом и несопровождаемом багаже такое лицо вправе осуществить таможенное декларирование не подлежащих таможенному декларированию товаров для личного пользования, ввозимых в сопровождаемом багаже, для целей учета стоимостных, весовых и (или) количественных норм, в пределах которых товары для личного пользования ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.

11. Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется декларантом либо таможенным представителем, а в случаях, определяемых Комиссией, — иным лицом, действующим от имени и по поручению декларанта.

12. В отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, пассажирская таможенная декларация подается таможенному органу, расположенному в месте перемещения товаров через таможенную границу Союза, в том числе для помещения товаров для личного пользования под таможенную процедуру таможенного транзита.

Если товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже, помещены под таможенную процедуру таможенного транзита, пассажирская таможенная декларация для выпуска таких товаров в свободное обращение или для временного ввоза подается таможенному органу места доставки, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим настоящего пункта.

В отношении товаров для личного пользования, помещенных на временное хранение в соответствии со статьей 259 настоящего Кодекса, пассажирская таможенная декларация для выпуска таких товаров в свободное обращение подается таможенному органу, зарегистрировавшему заявление, указанное в абзаце первом пункта 4 статьи 259 настоящего Кодекса.

При наличии у физического лица товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию, пассажирская таможенная декларация заполняется в 2-х экземплярах. Записи делаются ручкой четко и разборчиво на русском или английском языках. Любые изменения и дополнения, вносимые в декларацию, должны быть подписаны лицом, декларирующим товары, и заверены должностным лицом таможенного органа. Лицо, декларирующее товары, указывает в декларации путем зачеркивания соответствующих квадратов (зачеркнутый квадрат означает утвердительный ответ, незачеркнутый — отрицательный) требуемые сведения.

Перечень товаров, подлежащих декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации для личного пользования:

1. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых превышает 35 кг.

2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США.

3. При единовременном вывозе из Российской Федерации наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 долларов США (до 10 000 долларов США).

4. При единовременном вывозе из Российской Федерации дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США.

5. При единовременном вывозе из Российской Федерации внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, за исключением случаев вывоза из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.

Не подлежат письменному декларированию денежные средства в безналичной форме, перемещаемые посредством пластиковых банковских карт независимо от суммы и вида пластиковой карты.

6. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы — палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде: — ввозимые временно; — вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий, в том числе и со вставками из драгоценных камней).

7. Драгоценные камни: ввозимые временно, вывозимые изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, ввозимые природные алмазы.

8. Культурные ценности: исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

9. Вывозимые государственные награды Российской Федерации.

10. Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция.

11. Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсулированные, капсюли, порох).

12. Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 2 литра (но не более 10 литров).

13. Ввозимые табачные изделия в количестве, превышающем 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака (либо в случае ввоза табачных изделий только одного вида – в количестве, превышающем 100 сигар, 200 сигарилл, 400 сигарет, 0,5 кг табака).

14. Наркотические средства, психотропные вещества.

15. Сильнодействующие и ядовитые вещества.

16. Высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, за исключением оконечного оборудования (не подлежат обязательному письменному декларированию перемещаемые для личного использования мобильные телефоны, телефонные аппараты проводной связи с беспроводной трубкой, прочие телефонные аппараты, видеофоны, факсимильные аппараты, автоответчики и др.).

17. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.

18. Вывозимые материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

19. Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии.

20. Радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе.

21. Вывозимые сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

22. Ввозимые химикаты, которые могут быть использованы при создании химического оружия.

23. Продукция военного назначения.

Читайте также:  БТИ или кадастровый инженер – кого выбрать

24. Транспортные средства.

25. Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже. При отсутствии в пассажирской таможенной декларации сведений о наличии у физического лица несопровождаемого багажа товары, перемещаемые по договорам перевозки, рассматриваются для таможенных целей как пересылаемые в адрес физического лица и подлежат таможенному оформлению путем подачи отдельной таможенной декларации (заявления) и облагаются совокупным таможенным платежом.

26. Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Физические лица вправе по своему желанию декларировать в письменной форме и иные товары, помимо указанных в перечне, перемещаемые ими через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме (в том числе временно ввозимые с последующим их вывозом, временно вывозимые с последующим их ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых не превышает 35 кг).

Декларирование может осуществляться в конклюдентной форме, то есть путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, а также не имеется товаров, перемещаемых несопровождаемым багажом. Для такой формы декларирования в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации обустраиваются места для прохода физических лиц — «красный» и «зеленый» каналы. «Красный» канал предназначен для декларирования физическим лицом перемещаемых им через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации декларированию в письменной форме, а также для декларирования по желанию физического лица товаров, не подлежащих декларированию в письменной форме. «Зеленый» канал предназначен для декларирования физическим лицом перемещаемых им через таможенную границу Российской Федерации товаров, не подлежащих декларированию в письменной форме. При этом пассажирская таможенная декларация не заполняется и не подается должностному лицу таможенного органа. Пересечение физическим лицом линии, ограничивающей зону таможенного контроля, на входе в «зеленый» канал рассматривается как его заявление о том, что перемещаемые им через таможенную границу Российской Федерации товары не подлежат декларированию в письменной форме, и свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение. Выход физического лица из «зеленого» канала означает завершение таможенного оформления товаров, не подлежащих декларированию в письменной форме при перемещении через таможенную границу Российской Федерации.

Грузовая таможенная декларация (ГТД) — унифицированный документ, выполняющий несколько функций.

Одна из них — это декларирование, т. е. сообщение таможенному учреждению участниками ВЭД всех необходимых сведений о товаре (имуществе) и о внешнеторговой операции, которая совершается с зарубежными контрагентами. Без предоставления грузовой таможенной декларации органы государственного таможенного контроля не принимают товары и имущество к таможенному оформлению для пропуска через госграницу.

Другая функция грузовой таможенной декларации — документ-заявление, представляемый участниками ВЭД о законности сделки, т. е. соответствия всех действий в процессе экспортной и импортной операции законодательству РФ. Сведения, указанные в грузовой таможенной декларации, должны находиться в полном соответствии с предъявляемым для таможенного контроля товаром (имуществом) другими фактическими данными. Наличие расхождений между сведениями, указанными в грузовой таможенной декларации, и фактическими данными, обнаруженными в ходе таможенного контроля, влечет за собой задержку товара и требует переоформления грузовой таможенной декларации.

Следующая функция грузовой таможенной декларации — подтверждение законности ввоза и вывоза товара органами таможенного контроля.

Таможенный контроль завершается удостоверительными отметками таможенного учреждения РФ, после чего грузовая таможенная декларация приобретает в перспективе значение своего рода международного таможенного «паспорта» товара, имеющего должную юридическую силу для зарубежных таможенных служб, других органов управления соответствующих зарубежных государств.

Наличие грузовой таможенной декларации обязательно при таможенном оформлении грузов в 98 странах, с которыми торгует Россия. Важное значение имеет грузовая таможенная декларация и в качестве учетно-статистического документа. Грузовая таможенная декларация представляется таможне в установленный законодательством срок, который колеблется от одного дня до двух недель, считая со дня прибытия товара на таможню.

Грузовая таможенная декларация содержит номер грузового документа, по которому товар принят на таможню (в портовых таможнях также наименование судна, на котором прибыл товар), тарифное наименование товара или ссылку на соответствующую статью таможенного тарифа, цену и стоимость партии товара. В грузовой таможенной декларации дается также перечень обычно прилагаемых к ней документов (счет, отгрузочная спецификация, сертификат качества и т.д.) Грузовая таможенная декларация представляет собой комплект из четырех сброшюрованных листов ТД1 (основной лист) и ТД2 (добавочные листы). В грузовой таможенной декларации не должно быть подчисток и помарок.

Листы грузовой таможенной декларации распределяются следующим образом:

первый лист грузовой таможенной декларации — остается в таможенном и хранится в специальном архиве;

второй лист грузовой таможенной декларации (статистический) — остается в отделе таможенной статистики;

третий лист грузовой таможенной декларации — возвращается декларанту;

четвертый лист грузовой таможенной декларации:

а) при вывозе товара прикладывается к товаросопроводительным документам и направляется вместе с товарами в таможенный орган, в регионе которого расположен пункт пропуска на границе;

б) при ввозе товаров остается в отделе таможенной стоимости таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление.

В некоторых странах допускают предъявление экспортером или импортером временной или предварительной грузовой таможенной декларации. Импортер подает предварительную грузовой таможенной декларации, когда он к моменту прибытия груза на таможню не имеет точных сведений о нем. После выгрузки товара и его осмотра импортер подает грузовой таможенной декларации обычного типа. Экспортер подает предварительную грузовой таможенной декларации при продаже товаров со склада, поставке транзитных товаров, в отношении которых предусмотрен возврат ранее уплаченных пошлин, товаров, подпадающих под действие различного рода ограничений и т.д. бланк ГТД.

С 1 января 2007 года в России введена новая грузовая таможенная декларация/транзитная декларация (ГТД/ТД). Грузовая таможенная декларация (ГТД) была введена в практику таможенного оформления товаров в нашей стране в 1989 году. Ее прообразом был единый административный документ (ЕАД), введенный в Европейском союзе (ЕС) и странах Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) в соответствии с подписанной ими в 1987 году Конвенцией об упрощении формальностей в торговле товарами.

Роль и значение ГТД для таможенных целей весьма велики.

В ней участник внешнеэкономической деятельности заявляет основные сведения о товарах: их наименования, стоимость, вес, сведения об упаковке, коды по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), таможенный режим, под который они помещаются, и другие сведения. ГТД представляет собой документ, в котором начисляются и по которому взимаются таможенные платежи. Сведения, содержащиеся в этом документе, являются исходными данными для формирования статистики внешней торговли. Они представляет интерес не только для таможенных органов, но и для ряда государственных организаций — налоговой инспекции, органов внутренних дел и других. Введение ГТД в практику таможенного оформления сократило объем документооборота, позволило вести автоматизированную обработку данных. Однако со временем ГТД стала отличаться от единого административного документа. Кроме того, для таможенного оформления товаров, перемещаемых транзитом, в России был введен отдельный документ – Документ контроля доставки товаров (ДКД).

В странах же Евросоюза и ЕАСТ единый административный документ используется универсально: при вывозе, ввозе и транзите товаров.

В 1994 году Россия и ее основной торговый партнер — Европейский союз — подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое предусматривает, в числе прочего, гармонизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление взаимосвязи между транзитными системами ЕС и России. С этой целью в ФТС России была разработана значительно упрощающая таможенные формальности новая грузовая таможенная декларация/транзитная декларация (ГТД/ТД), соответствующая форме единого административного документа ЕС. Она позволяет использовать единый комплект бланков ГТД/ТД, в отличие от применяемых в настоящее время отдельных бланков ГТД и бланков транзитной декларации. При процедурах основного таможенного оформления и при транзитных перевозках товаров новая ГТД/ТД применяется с 1 января 2007 года. Российский аналог ЕАД сопровождает товары как от момента их ввоза на таможенную территорию РФ до таможни назначения, так и от момента выдачи российской таможней отправления разрешения на вывоз товаров до их фактического убытия с таможенной территории России. Каждый комплект бланков новой ГТД/ТД состоит из пяти сброшюрованных листов, правила, заполнения которых различаются в зависимости от таможенного режима, под который помещается перемещаемый товар. В связи с необходимостью учета конвенциальных норм эти правила претерпели некоторые изменения.

Какие виды таможенного декларирования товаров различают

Основные виды таможенного декларирования, используемые в настоящее время, следующие.

По характеру проводимой процедуры

  • Неполное таможенное декларирование предполагает предоставление частичной информации и допустимо к использованию как в отношении товаров импортного, так и экспортного изготовления. Этот вид декларирования применяют в ситуациях, когда отсутствует возможность заявления полного объема необходимых сведений по объективным причинам, которые не зависят от субъекта, подающего декларацию. Для дополнения данных в полном объеме после неполного декларирования предоставляется от 45 дней (продукция импортного производства) до восьми месяцев (для экспортных товаров).
  • Полное таможенное декларирование юрлицами, декларирующими товары, перемещение которых связано с ВЭД.
  • Временный вид декларирования применим к экспортируемым отечественным товарам в ситуациях, когда отсутствует полный объем данных для начисления таможенных выплат.
  • Предварительное таможенное декларирование товаров предназначено для оформления товаров иностранного производства до момента их ввоза либо в случаях, когда продукция не завершила процедуру транзита.

По видам декларирования и способу оформления декларации

  • Таможенное декларирование грузов применяется при транспортировке товаров в ходе коммерческих сделок.
  • Транзитное таможенное декларирование применяется для товаров, помещаемых под процедуру транзита. Транзитные таможенные декларации могут включать транспортировочную и коммерческую документацию.
  • Пассажирское декларирование применяется физлицами в отношении товаров, перемещаемых с целью использования для собственных нужд. Заполнение пассажирской декларации может осуществляться при условии достижения возраста 16 лет и используется при выполнении перемещений товаров физическими лицами для последующего личного использования.
  • Таможенное декларирование товаров и транспортных средств проводится при пересечении границ транспортом, осуществляющим международные транспортировки. Такая декларация может включать стандартные формы документации и используется при международных перевозках.

Нормы подачи и оформления вышеописанных вариантов декларации регламентируются Комиссией ТС. Данные, которые вносятся при таможенном декларировании, включая необходимые коды, могут отличаться для разных видов деклараций, что указано в ст. 181 и 182 Таможенного кодекса ТС. Список необходимых для декларирования данных определяется кругом сведений. Согласно им, а также данным для статистического учета таможни и обеспечения возможности применения законодательных норм стран ТС производится расчет платежей таможни.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *